Свежий улов дальневосточного лосося доставила в центр России группа компаний «Доброфлот» Северным морским путем.

Около 3 тонн крабовой продукции и свыше 70 килограммов рыбы лососевых пород и икры изъяли из незаконного оборота сотрудники Пограничного управления ФСБ и УМВД России по Приморскому краю.

Росрыболовство собирается реализовать на аукционе право на добычу глубоководных крабов-стригунов (красного и ангулятуса), которые запрещены для продажи в России.

Объем добычи тихоокеанских лососей составил 383, 34 тыс. тонн, что на 46,5% выше показателя на аналогичную дату 2017 года.

Первое в нынешней путине рыбоучетное заграждение будет введено в действие на реке Курилка — такое решение приняла сегодня, 9 августа, областная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб.

Почти 700 тонн продукции аквакультуры экспортировали и отправили на собственную переработку хозяйства Приморья.

В Ангаро-Байкальском территориальном управлении с 1 августа по 15 ноября усилены мероприятия по охране нерестового омуля.

Рыбопромышленники попросили правительство выделить 20 млрд руб. из Фонда развития промышленности (ФРП) на модернизацию верфей в Приморском и Хабаровском краях.

6 августа три косатки из бухты Средняя благополучно были выпущены в Охотское море.

9 августа начнёт работу закон, по которому за нелегальную торговлю рыбой грозит штраф до 100 тысяч рублей.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сегодня продегустировал икру на рыбоперерабатывающем заводе «Ясный» на острове Итуруп.

В третьей партии животных будет выпущено три косатки: крупная самка, самец и молодая самка.

Путина-2019 в островном регионе никак не наберёт привычного для этой поры темпа.

Практически через неделю после официального открытия путины горбуша появилась возле острова Итуруп.

В Росрыболовстве состоялось пятое заседание штаба по вопросам организации и проведения лососевой путины 2019 года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

300 тысяч шт. молоди осетра амурского и 100 тыс. штук молоди калуги выпущено российскими и китайскими специалистами в пограничные воды Амура.

Вылов тихоокеанских лососей уже на 55 процентов превышает показатели аналогичного периода прошлого нечетного года. 

Глубоководных животных передали в Приморский океанариум с борта научно-исследовательского судна "Академик Опарин".

Путинный прогноз «Сайра, сардина, скумбрия-2019» был представлен на биологической секции Ученого совета Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО).

На состоявшемся в Осака саммите G20 и по его окончании прошедшей там же 26 встречи «тэт – а - тэт» президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ так называемый «курильский вопрос» вновь привлек внимание общественности двух стран, японских и российских политиков, а также обозревателей.

Специалисты Тихоокеанского филиала ВНИРО рассказали о результатах работы НИС «Дмитрий Песков» в открытых тихоокеанских водах и в Охотском море на заседании биологической секции Ученого совета ТИНРО.

Жители дальневосточной столицы могут приобрести горбушу от 150 рублей, навагу – от 84 рублей за килограмм.

К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 тыс. тонн или 33% больше чем в 2017 году (из-за особенностей жизненного цикла рыбы традиционно сравнивают показатели четных и нечетных годов).

С началом каждой очередной лососевой путины встает непраздный вопрос: как победить или хотя бы обуздать незаконный вылов рыбы? В этом году было решено пойти по нетрадиционному пути: а именно, найти возможность ограничить вывоз икры из региона в ручной клади и багаже авиапассажиров. Таким образом, как считают некоторые, браконьеры лишатся экономической мотивации.

Вопрос о декриминализации рыбной отрасли и мерах по недопущению вывоза значительных объемов незаконно добытой икры рыб лососевых пород в багаже пассажиров под видом продукции, транспортируемой для личного потребления, обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Камчатском крае 3 июня.

Ни для кого не секрет, что в местном аэропорту издавна прописались несколько групп «икрокурьеров», которые предлагают авиапассажирам с малым количеством багажа «прихватить» до Москвы 25-килограммовые куботейнеры или коробки с икрой, которую в столице нужно передать адресатам. Отправители груза обычно берут на себя оплату дополнительного места багажа отзывчивых граждан и не скупятся на вознаграждение. Из-за активной «работы» отправителей икры в отдельные месяцы в аэропорту у стоек регистрации обычно скапливаются большие очереди.

Сегодня законодательно не установлены ограничения на перевозку этой продукции для личного потребления. С авиапассажиров не требуют каких-либо документов, подтверждающих законное происхождение деликатеса. Существуют лишь ограничения для иностранцев, которым за пределы РФ можно вывозить не более 5 кг икры на человека.

Изменить закон на благо большинства

Сколько нелегальной икры таким способом вывозится с полуострова? Когда, в каких объемах и в рамках каких законов региональные власти планируют ограничить авиапассажирам нормы вывоза красной икры?

Свои информацию и предложения на этот счет в краевое правительство адресовало управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.

По оценке ведомства, «икротрафик» может исчисляться несколькими сотнями тонн за год. Так, в летне-осенний период за пределы Камчатского края по различным направлениям вылетает 32 рейса в неделю, а статистика показывает увеличение количества перевозимого багажа в период с июля по декабрь не менее чем в два раза.

Подсчитано, что по направлению Петропавловск-Камчатский — Москва отмечаются следующие объемы перевозки багажа: с февраля по июнь — около 6800 кг; с июля по август — около 8000 кг; с сентября по январь — около 11000 кг. То есть в период лососевой путины объемы вывоза резко возрастают.

Согласно тарифам авиакомпании «Аэрофлот», которая летом с территории Камчатского края осуществляет 14 рейсов в неделю, стоимость перевозки сверхнормативного багажа составляет 2500 рублей за каждое второе место весом 23 кг и 7500 рублей за каждое третье и последующее место весом 23 кг. А это существенно ниже, чем при отправке грузов транспортными компаниями через грузовой терминал.

Речь при этом идет о вывозе икры не только авиапассажирами. В 2018 году отмечались значительные отправки лососевой соленой икры посредством EMS-отправлений (около 500-700 кг) в Москву, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск. С учетом низкой стоимости EMS-отправления (200 рублей за 1 кг) и низкой цены контрафактной рыбопродукции данный вид отправки весьма популярен.

«Приказом № 589 Министерства сельского хозяйства определено, что все промышленные партии продукции животного происхождения, предназначенной для реализации, должны сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность, — комментирует ситуацию Константин Кудзин, заместитель руководителя управления Росссельхознадзора по Камчатскому краю и ЧАО. — Но этот же приказ говорит о том, что продукция, перевозимая для личного потребления, не сопровождается никакими документами. Таким образом, в законодательстве образовалась брешь, позволяющая наладить отлаженный трафик по вывозу с Камчатки в другие регионы больших объемов икорной продукции сомнительного происхождения и качества. Правила авиаперевозок также устанавливают, что гражданин может заранее подать заявку на перевозку большого объема груза».

Мало у кого вызывает сомнение тот факт, что продукция вывозится именно с целью реализации. Абсурдно утверждать, что один человек везет на материк 200 кг икры с целью угостить родственников. Эксперты настаивают и на том, что это — путь вывоза браконьерской продукции. Ведь если икра идет через коммерческий склад, инспекторы проверяют наличие необходимых документов, и незаконно произведенная продукция таким способом не проходит.

Служба авиационной безопасности все видит и тоже негативно относится к данному явлению, но ничего не может сделать в рамках своих полномочий. Такие объемы багажа – это большой износ контрольной аппаратуры и транспортеров, постоянные поломки. Задерживаются рейсы, потому что на досмотр таких объемов багажа уходит больше времени, чем предполагается нормативом. Плюс к тому, граждане, везущие сверхнормативный багаж, становятся в длинную очередь на доплату, а остальные пассажиры сидят и ждут, когда «барыжный» груз будет досмотрен и оплачен. Сами же авиаперевозчики, имея колоссальную прибыль от оплаты сверхнормативного багажа, ничего против такой ситуации не имеют. 

Между тем, под вопросом оказывается жизнь и здоровье потенциальных потребителей икры, неизвестно как произведенной, перевозимой ведрами и куботейнерами, в то время, как температура в багажном отделении — 20 градусов С. Но все вновь упирается в то, что предназначена она якобы для личного потребления.

Как считают в Россельхознадзоре, пути решения проблемы — в изменении законодательства, в частности, необходимо внести изменения в правила перевозки грузов авиатранспортом. «Законодательство необходимо совершенствовать на благо большинства, а не отдельно взятых личностей. Из региона в регион продукция животного происхождения должна перемещаться с подтвержденными качеством и безопасностью, и ее объем должен быть разумным, — говорит К. Кудзин. — Можно ориентироваться на нормы потребления, определенные Минздравом, а это около 22 кг на человека, но решение, конечно, за законодателем».

Прося правительство Камчатского края выйти с соответствующей законодательной инициативой, Россельхознадзор пока ведет речь только об икорной продукции, поскольку возможность неограниченного вывоза стимулирует браконьерство.

А как быть с ЕМС-отправлениями — ситуация пока непонятная. В отделениях «Почты России» висят объявления о том, что скоропортящиеся грузы к пересылке не принимаются. Но досматривать отравления у почтовиков полномочий нет, как нет и желания, ведь это статья немалой прибыли.

Впрочем, по словам министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского, сейчас готовится обращение к руководителям организаций, осуществляющих ЕМС-отправления. «Этим организациям будет вполне по силам не допустить оборота незаконно добытой продукции через их инфраструктуру», — считает министр. 

Министр рыбного хозяйства: лишить браконьеров мотивации

Со времени проведения координационного совещания прошло более месяца. Как продвигается инициатива, какие рассматриваются варианты относительно норм вывоза икорной продукции на одного человека? В чем выиграет край с точки зрения экономического эффекта? Да и обыватель задается вопросом: быть может, икра на рынке подешевеет?

Как сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, предложения по внесению изменений в нормативные акты в настоящее время готовятся.

«Мы предварительно проработали и предложили вариант по норме вывоза объемом 32 кг на одного человека», — сказал министр.

«Необходимо искоренить браконьерство, как явление, в целом. Тогда и показатели состояния запасов улучшатся. Это и есть экономическая цель, о которой в данном случае уместно говорить, — отметил А. Здетоветский. — А увеличение объемов законно добываемой рыбы всегда благотворно отражается и на ценообразовании. Но, в основном, мы говорим именно о необходимости пресечения браконьерства как явления, негативным образом влияющего на состояние общества и создающего экономическую базу для преступников».

Почему необходимость изменить законодательство возникла именно сегодня? По словам министра, назрела она давно, и, как минимум, в течение двух лет предметно обсуждалась и прорабатывалась в правительстве Камчатского края. Кстати, именно два года прошло с тех пор, как по инициативе Росрыболовства икра ценных пород рыб была внесена как товарная номенклатура для прослеживания в рамках национальной системы оборота товаров в государственную комиссию по борьбе с контрафактом.

«Таким образом, мы усиленно переходим к тому, чтобы борьба с браконьерством велась не только на реке, но и на других участках, где необходимо подключить государственный контроль, — отметил министр. — В частности, на этапе перевозки. Ведь именно реализация формирует экономическую базу для следующих преступлений. Если их ликвидировать, то и мотивации у браконьеров не будет. Это последовательное и поступательное эволюционное развитие системы контроля и надзора, поиск новых эффективных механизмов».

Сколько времени необходимо правительству края для внесения актуальной законодательной инициативы? «Некоторые документы уже направлены в Минпромторг, пока вне рамок законодательной инициативы, — сообщил А. Здетоветский. — Сейчас анализируется, какие поправки и в какие нормативные акты следует вносить. Для формирования окончательного варианта предложений губернатор обозначил срок – до сентября текущего года».

Всё закончится поборами

Сергей ТИМОШЕНКО, председатель «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки»:

— Мы неуклюже наступаем на одни и те же грабли, и собираемся сделать это уже в третий раз. Впервые в начале 1990-х годов местные законодатели решили, что вывозить с Камчатки через аэропорт грузы можно только в обмен на ввоз какого-либо продовольствия. Тогда это было продиктовано продуктовым дефицитом. Просуществовало такое требование в течение года, пока не вышли нормативные документы о том, что это незаконное ограничение. И в течение этого года, и еще полугода после отмены нововведения в аэропорту требовали соблюдать незаконное решение. А на деле брали взятки за отправку грузов. Это была кормушка, а икра продолжала вывозиться. Мзду перестали требовать только после вмешательства правоохранительных органов.

Второй неудачный опыт – когда в России вступили ограничения на перевозку черной икры. В Москве, в аэропорту Шереметьево, поборы стали совершенно открытыми. Проход с икрой стоил 100 евро. Все это было и может повториться.

В 2019 году значительно увеличился размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Теперь за один экземпляр нелегально добытой нерки, независимо от размера и веса, придется заплатить 11575 рублей, чавычи и кижуча – 10635 рублей, кеты – 2009 рублей, горбуши – 961 рубль. Такса для расчета ущерба за 1 кг красной икры составляет 27455 рублей.

В связи с этим браконьеры попадают под уголовную ответственность, если при них будет обнаружено 9 экземпляров нерки, 10 экземпляров чавычи и кижуча или 3,7 кг икры лососевых видов рыб.

Мария ВЛАДИМИРОВА 
 

Губернатор нашего края Владимир Илюхин обозначил на Международном рыбопромышленном форуме МРФ-2019 задачи отраслевого кластера Камчатки.

На полуострове предполагается наращивать портовые мощности для работы с морепродуктами.

В Амурском заливе в районе острова Русский рыбаки поймали рыбу, которая пользуется дурной популярностью.

Реализацию соглашения между правительствами России и Гвинейской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства обсудили заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков с министром рыболовства, аквакультуры и морского хозяйства Гвинейской Республики Фредериком Луа накануне III Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий, которые пройдут с 10 по 12 июля в Санкт-Петербурге.

Объединенная судостроительная корпорация планирует разместить на ПАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) заказы на строительство не менее пяти судов-краболовов, сообщил президент корпорации Алексей РАХМАНОВ во время посещения завода.

По данным мониторинга оптовых цен Росрыболовства, за предшествующую неделю, с 1 по 7 июля, цены в оптовом сегменте внутреннего рынка мороженой рыбы сохранили курс на понижение.

Правительство России решило внести изменения в распоряжение № 1697-р.

Специалисты Тихоокеанского филиала ВНИРО проанализировали информацию, полученную с НИС «ТИНРО», завершающего исследования в северо-западной части Тихого океана. 

За июнь камчатские рыбаки выловили более 6,6 тысячи тонн лососей.

Правительство России утвердило план мероприятий по реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 2469-р. Документ, подписанный председателем правительства России Дмитрием Медведевым, опубликован на официальном сайте кабинета министров.

"Установление требования по строительству объектов инвестиций рыбопромысловых судов для добычи (вылова) краба в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на верфях Дальневосточного федерального округа может создать дискриминационные условия для других судоверфей РФ, которые также готовы обеспечить строительство инвестиционных объектов", - говорится в письме ФАС в адрес Росрыболовства, которое ранее просило антимонопольный орган представить позицию по этому вопросу.

В бассейн реки Амур к 25 июня выпущено более 70 млн штук молоди кеты.

Специалисты завершили выпуск животных, доставленных к мысу Перовского.

В июне этого года экологи АЛРОСА выпустили более 1,6 миллиона личинок сиговых пород в водные объекты Якутии.

На западе Камчатки нерка поднялась к нерестилищам в истоках рек, в том числе в озеро Начикинское.

20 июня в районе реки Поронай на западном побережье залива Терпения пресечена деятельность группы лиц, осуществляющих незаконную добычу краба в запрещенный период.

Перспективы развития аквакультуры в Ростовской области обсудили на прошедшем в областном правительстве заседании рыбохозяйственного совета под председательством первого заместителя губернатора области Виктора Гончарова.

Комитет Государственной Думы Российской Федерации по государственному строительству и законодательству на заседании 19 июня одобрил для рассмотрения в первом чтении поправки в законодательство, предусматривающие усиление административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Форель, семга, осетрина, белуга…

На Камчатке продолжается лососевая путина.

Специалисты ВНИРО и его Тихоокеанского филиала приняли участие в заседании Комиссии по анадромным видам рыб северной части Тихого океана (НПАФК), проходившем в Портлэнде (США).

Совместная экспедиция специалистов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, его Тихоокеанского (ТИНРО) и Полярного (ПИНРО) филиалов должна существенным образом пополнить знания о современном состоянии запасов и биоразнообразии водных биологических ресурсов в арктических морях России, а также условий среды их обитания.

ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (НБАМР), основа бизнес-империи семьи экс-губернатора Приморья Сергея ДАРЬКИНА, планирует построить собственный холодильник и рыбоперерабатывающий завод в Находке, а также запустить производство продукции глубокой переработки в Сахалинской области.

Центральная японская газета «Асахи симбун» сетует, что известная курильская компания «Гидрострой», не дожидаясь привередливых японских инвесторов, своими силами создала на острове Шикотан практически новый завод по переработке водных биоресурсов. В следующем месяце он начнет выпускать продукцию.

Вопросы проведения первого заседания Российско-Индонезийской Рабочей группы по сотрудничеству в области рыболовства и морского хозяйства обсудил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов с Полномочным министром, советником, руководителем экономического отдела Посольства Республики Индонезия в Российской Федерации Эди Сухарто на встрече в Росрыболовстве 10 июня.