×

Предупреждение

JFolder::create: Не удалось создать каталогPath: /bhome/part2/01/npacific/fishtourism.ru/www/cache/mod_bt_contentslider/

Три государственных структуры, которые находятся в ведении Федерального агентства по рыболовству, могут объединиться в АО. Будущую корпорацию в рыбацких кругах уже прозвали Рыбпромом.

10 лет назад Госкомитет по рыболовству уже вынашивал идею государственной рыбопромышленной корпорации. Предлагалось создать ее на базе Архангельского тралфлота (на тот момент 100-процентного государственного АО). Но это осталось лишь в проекте, а Архангельский тралфлот был приватизирован в 2014 году.

И вот – попытка № 2. Опубликован проект закона, предложенный Минсельхозом, о преобразовании ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» в акционерное общество с аналогичным названием. При этом в его уставной капитал должно перейти имущество двух ФГБУ — «Главрыбвода» и «Центра системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС), которые затем прекратят существование. Единственным акционером новой компании станет государство, хотя не исключены продажа и другие способы отчуждения акций. АО «Нацрыбресурсы» сможет иметь дочерние и зависимые общества.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что такая организационно-правовая форма, как ФГУП, сдерживает развитие предприятия. Став АО, оно сможет более оперативно реагировать на потребности рынка в услугах.

Сегодня одна из главных задач «Нацрыбресурсов» — эксплуатация причалов рыбных портов, находящихся в собственности государства, организация на их базе платных услуг (на Камчатке в ведении ФГУП – 9 причалов в центре Петропавловска и 3 в бухте Моховая). За этим предприятием также закреплен государственный флот – 19 единиц. В основном, это танкеры, буксиры, нефтесборщики. Есть и два рыбопромысловых траулера: «ПИНРО-2» (порт приписки – Мурманск) и «Мария» (Находка).

Кроме того, «Нацрыбресурсы» с 2017 года занялись открытием рыбных магазинов в приморских городах, где работают их филиалы. Два таких магазина под названием «Портовый» открыты в Калининграде и Мурманске.

Эксперты отрасли активно обсуждают грядущую реорганизацию. Вот какие сомнения высказываются.

Во-первых, «Нацрыбресурсы», помимо прежних задач, займутся работой, которую сейчас выполняют «Главрыбвод» и ЦСМС, приняв их имущество. Причальные услуги и искусственное воспроизводство водных биоресурсов еще можно представить в виде коммерческой деятельности акционерного общества. Но как быть с государственным мониторингом рыболовства, который обеспечивает ЦСМС? Это тоже станет бизнесом?

Во-вторых, сфера деятельности новой компании получится широчайшей: от инкубации икры до ремонта радиооборудования. Экономическая теория учит, что чрезмерная хозяйственная «разбросанность» пользы не приносит. Пример тому — судьба «Daewoo»: эта южно-корейская фирма хотела заниматься слишком многим (электроникой, автомобилями, строительством, гостиничным бизнесом) и разорилась. Не ждут ли те же риски «Нацрыбресурсы»?

В-третьих, такую реформу можно было бы считать большим благом, если бы речь шла о сокращении управленческого аппарата. Однако оптимизация штатов не входит в список задач законопроекта. В нем говорится, чтореорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров. Всем работникам «Главрыбвода» и ЦСМС будет предложено перевестись в АО «Нацрыбресурсы». При этом планируется еще «обеспечить приток молодых специалистов» (менеджеров?).

В-четвертых, рыбацкое сообщество обеспокоено тем, что «Нацрыбресурсы» займутся рыболовством, получив одновременно доступ к базам данных ЦСМС о промысле и флоте других участников рынка. Это может стать огромным конкурентным преимуществом. В рыбацких кругах уже окрестили новое предприятие Рыбпромом по аналогии с Газпромом, намекая на его монополистические возможности. Впрочем, сложно стать монополистом в рыбной отрасли с двумя траулерами средним возрастом 27 лет, даже получив всю информацию о конкурентах.

Согласно законопроекту, к видам деятельности АО «Нацрыбресурс» будет относиться, в том числе, строительство судов. Но до каких размеров компания намерена увеличить свой рыболовный флот и в какие сроки — не уточняется. Может быть, Федеральное агентство по рыболовству на примере этого предприятия покажет рыбакам, как завалить заказами отечественные судоверфи?

Будет не лишним вспомнить историю, которая характеризует «Нацрыбресурсы» как судовладельца. В конце 1990-х Россия построила в Киеве три рыболовных судна за 12,5 млн долларов в счет долгов Украины. Их планировалось передать одной из камчатских компаний. Но вместо этого они были отданы «Нацрыбресурсам». Как итог, одно судно («Дарья Печерская») почти 9 лет простояло в Петропавловске без работы и охраны, после чего выбыло из Российского морского регистра судоходства. Другое судно, «Михаил Порошенко», получило название «ПИНРО-1». Судя по публикациям мурманских СМИ, у этого корабля судьба тоже незавидная. В 2012-м он перешел в собственность Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии. «Нацрыбресурсы» смогли сохранить за собой лишь «ПИНРО-2» (прежнее название – «Лида Зыкова»). Об этом судне пишут, что оно 7 лет находилось в порту Киркенес в ожидании капремонта, но отсутствие финансирования привело к тому, что траулер отбуксировали в Мурманск. Сейчас после долгого простоя он ловит треску и камбалу в Северном бассейне.

Остается добавить, что федеральный закон о преобразовании ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (если он будет принят) вступит в силу с 1 января следующего года, то есть после того, как «Главрыбвод» и ЦСМС закроют государственное задание на 2018-й.

P. S. Когда готовился этот материал, стало известно, что Федеральное агентство по рыболовству обратилось в Минпромторг и Минфин с предложением субсидировать строительство двух крупнотоннажных траулеров для добычи криля в Антарктиде. Речь идет о субсидии в 6 млрд рублей (это примерно треть стоимости строительства). Какая компания возьмется за этот масштабный, но весьма рискованный проект, пока неизвестно. Может быть, это будет АО «Национальные рыбные ресурсы»?

Рыбак Камчатки