×

Предупреждение

JFolder::create: Не удалось создать каталогPath: /bhome/part2/01/npacific/fishtourism.ru/www/cache/mod_bt_contentslider/

Законодатели призывают субсидировать тарифы на перевозку рыбы из приморских регионов страны в европейскую часть России.

В России уже более полутора лет запрещён дрифтерный лов на миграционных путях к местам нереста рыб. По заявлениям рыболовецких компаний, ограничение позволило повысить улов почти в два раза. Обильные подходы кеты и нерки в исключительной экономической зоне РФ после законодательного запрета наблюдают и эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF). Это значит, что рыбы на рынок «заплывать» должно вроде бы больше, чем раньше, вот только почему при изобилии предложения цена по-прежнему «кусается»? Оздоровить ситуацию на отечественном рыбном рынке, по мнению законодателей, можно, снизив тарифы на перевозку и устранив всевозможные административные барьеры.

История принятия закона

Сегодня дрифтерный лов разрешён и широко применяется в прибрежных водах Северной Америки. В открытых водах подобный способ лова в западных странах преследуется по закону. Главной целью такого промысла являются лососёвые.

В нашей стране закон о запрете на дрифтерный лов был инициирован Председателем Совфеда Валентиной Матвиенко, вице-спикером Госдумы Ириной Яровой и рядом других парламентариев. В поддержку инициативы спикер палаты регионов приводила следующие доводы: «В США и Канаде все суда ежедневно доставляют уловы на берег в порты своих стран, а уловы и продукция дрифтерного промысла, полученные в российских водах, направляются исключительно на экспорт на внешние рынки».

«Решение по дрифтерному лову было принять сложно, и мы даже не ожидали такого сопротивления», — рассказывал Президент РФ Владимир Путин на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании.

Счётная палата подсчитала, что этот вид промысла ежегодно наносит ущерб нашей стране в размере более 10 миллиардов рублей. Принятый закон положил конец практике «блокирования» российских берегов сетями рыболовецких траулеров под флагами стран Юго-Восточной Азии. Запрет на дрифтерный лов в 2016 году вселил надежду, что столь решительный шаг позволит увеличить поставки рыбопродукции на отечественный рынок на сумму пять миллиардов рублей и что в рыбной отрасли образуются четыре тысячи новых рабочих мест. Ожидания оправдались: уже в 2017 году рыболовецкие компании Магаданской области отрапортовали, что собираются выловить семь тысяч тонн красной рыбы.

До запрета дрифтерным промыслом занимались полтора десятка российских предприятий, причём две трети из них — сахалинские компании. Новый закон вынудил промысловиков перейти на прибрежный лов или же переоборудовать суда. По некоторым данным, в этом году рыбаки дальневосточных регионов смогут отправить на рынок 320 тысяч тонн горбуши, кеты, кижуча, гольца и нерки, что значительно больше цифр прошлых лет.

Почем фунт рыбы

Так бы оно так, но только почему на прилавках магазинов рыба сегодня труднодоступна по цене? Почему разница между закупочной ценой у производителей рыбной продукции и её стоимостью в магазинах или в торговых сетях отличается в разы?

Член комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Блоцкий объяснил «Парламентской газете», что «виной всему две составляющие — цена перевозки и торговые наценки сетей». Вопиющим, по словам депутата, является то, что «цена у производителей, добывающих рыбу, работающих с определённой долей рентабельности, которая позволяет им осуществлять инвестиционные программы и обновлять флот намного ниже, чем у конечных продавцов».

Регулировать же в нашей стране ценовой вопрос одним только законом скорее всего не получится.

«Ведь затраты, которые несёт производитель рыбы по сравнению с затратами торговых сетей, просто несравнимы», — добавил парламентарий.

Хотя, безусловно, отметил Блоцкий, на цену рыбы влияет ещё общая экономическая составляющая самого государства и ставка нацбанка. Например, путассу у производителя стоит 35 рублей, в торговых сетях — уже не менее 100, а то и больше. Для сравнения, в Японии разница в ценах производителя и розницы не может превышать 10 процентов.

«Отрегулировать же в нашей стране ценовой вопрос одним только законом скорее всего не получится, поскольку основная проблема коренится в политике торговых сетей», — убеждён депутат.

И все же обнадёживает то, что исправлением этой негативной для российского потребителя ситуации сегодня озабочены законотворцы. Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев сообщил, что на рабочих группах от различных экспертов в последнее время звучат следующие соображения.

Первым делом, предлагается рассмотреть вопрос о снижении величины железнодорожного тарифа на перевозку всей мороженой рыбной продукции рефрижераторными контейнерами до уровня аналогичного тарифа, взимаемого за перевозку универсальными контейнерами из дальневосточных регионов в центральную часть России. Кроме того, законодатели призывают субсидировать тарифы железнодорожных перевозок из приморских регионов страны, прежде всего с Дальнего Востока в европейскую часть России.

По мнению Николаева, «если государство поддержит отрасль дотированием этих перевозок, то наши дальневосточные рыбаки смогут увеличить объёмы поставок качественной продукции на внутренний рынок: а предпосылки к этому имеются».

Экспортная стоимость выросла

Но если на внутреннем рынке пока, к сожалению, ценовой вопрос решается, то экспорт рыбной продукции не может не радовать. Как рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Фёдоров, после запрета дрифтерного лова экспортная стоимость нерки в 2016 году существенно выросла, объёмы экспорта увеличились, а размер валютной выручки, поступившей в Россию, возрос более чем на 36 миллионов долларов США по сравнению с 2015 годом.

Причём, по данным парламентария, маркетинговые исследования японского рынка рыбы и морепродуктов прогнозируют дальнейшее увеличение цены российской нерки. В 2017 году средняя стоимость ожидается на уровне 5,4-5,8 доллара США (в 2016 году — 4,79 доллара США). Таким образом, валютная выручка может увеличиться ещё не менее чем на 25 миллионов долларов США.

При этом, по словам Фёдорова, не стоит забывать о том, что «несмотря на принимаемые меры, в рыбохозяйственном комплексе немало административных барьеров и препятствий, в том числе сдерживающих поставки российской рыбы на внутренний рынок. Это избыточные проверки и условия при доставке уловов на берег, при выгрузке уловов, при транспортировке рыбопродукции».

Первый зампредседателя Совета Федерации сообщил «Парламентской газете», что в осеннюю сессию планируется рассмотреть «предложения по совершенствованию законодательного и нормативно-правового регулирования, направленные на исключение излишних административных барьеров и препятствий для увеличения поставок российской рыбы на внутренний отечественный рынок».

Парламентская газета