Килограмм икры горбуши в дальневосточном опте к середине ноября стоил в среднем 3500 руб., что почти на 25% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Цены на икру кеты соответствуют уровню прошлого года – 4 тыс. руб. за килограмм, вместе с тем есть предложения за 3500 руб., что на 12% меньше показателя ноября прошлого года. Однако в рознице удешевление произошло только в рамках социальных программ.
Нынешняя лососевая путина стала одной из самых рекордных за всю историю наблюдений: вылов превысил 608,4 тыс. тонн. Больше, 678 тыс. тонн, было только в 2018 г. А выпуск красной икры даже превысил показатель 2018 г.: за три квартала этого года произведено почти на 17% больше, чем за аналогичный период 2018-го. Это привело к снижению цен сначала на саму красную рыбу, а затем и на ее икру в оптовом звене.
Впрочем, до розницы это снижение цен пока не дошло. По данным ресурса «Чек Индекс», оператора фискальных данных «Платформа ОФД», с 1 октября по 12 ноября 2023 г. средняя стоимость красной икры в магазинах составляет 6 тыс. руб. за килограмм. К октябрю розничные цены приблизились к уровню прошлого года, но все еще оставались на 7% выше (6,06 тыс. руб. за 1 кг против 5,66 тыс. руб. за 1 кг), отметил, в свою очередь, Росстат. Во Владивостоке – отдельная картина. Здесь цены на новогодний деликатес варьируются от 3,5 тыс. до 5 тыс. руб.
«Действительно, стоимость горбуши и икры снизилась в оптовом сегменте. Мы это видим при мониторинге, это подтверждают и сами рыбаки, и представители ассоциаций. В рознице удешевление произошло только в рамках социальных программ, – не обнадежил и глава Росрыболовства Илья Шестаков. – К сожалению, к новогодним праздникам стоимость растет вне зависимости от объема вылова и производства. Можно провести аналогию с ценами на цветы и конфеты перед 8 Марта».
Предприниматель Алексей Гурин считает, что сам информационный повод, связанный с удорожанием красной икры, не совсем уместен на фоне тех экономических катаклизмов, в которые погружена вся страна: «Красная икра не входит в набор обязательных к употреблению продуктов. Никто же не возмущается удорожанием лобстеров или фуа-гры. Все понимают разделение продуктового сегмента на «премиальный» и «повседневный». Я бы понял возмущения, связанные с пятикратным ростом на хлеб или макароны. Но красная икра в любые эпохи была «праздничным» продуктом. По такому же сценарию искусственно созданного негативного резонанса мы можем «раскачивать» любое удорожание, а ведь сегодня цены растут буквально на все. Возьмем авторынок. Стоимость машин менее чем за год выросла в два раза. Однако покупательская активность не упала. То есть деньги на автомобиль мы находим, а ростом цен на красную икру возмущаемся.
У меня сейчас в продаже икра кижуча от производителя по 5 тыс. руб. за кг, кета – 4,8 тыс. руб./кг. Но не обязательно икру покупать килограммами! Стограммовая баночка в районе 500 рублей – не слишком дорогая цена за праздничное настроение, с учетом того, что те же китайские огурцы, которые в новогоднем салате будут у каждого на столе, в ретейле продаются по цене от 150 и выше».
И все-таки горбуша продается по цене 199 руб. за 1 кг, и почти каждая вторая рыба с икрой. Отдельно красная икра дороже в 20 раз. Почему? По словам главы Росрыболовства, проблема роста цен касается не только икры и рыбы, а вообще всех продуктов. Разница в цене «накапаливается» по пути от производителя к продавцу.
Илья Шестаков: «У нас несильно коррелируется цена у производителя с той ценой, которая реально складывается уже на прилавках магазинов. И в этом проблема. Потому что в этом году – успешная путина. Повлиять на происходящее можно, полностью отслеживая цепочку и выявляя тех посредников, которые необоснованно задирают цены».
В то же время глава Росрыболовства отметил: тем, кто мечтает о крабе по цене курицы, следует напомнить, что мы живем в мире глобальной экономики, где очень тяжело определять конечную стоимость продукции, тем более той, которая в основном ориентирована на экспорт.
Сами рыбаки заявляют, что себестоимость красной икры состоит из многих факторов, ключевым из которых являются квоты на вылов. И для них очевидно, что определенный государством инвестиционный путь развития для рыбохозяйственного комплекса погружает отрасль во все более глубокую закредитованность.
«Цифры, которые я назову, с трудом укладываются в сознании не только среднестатистического гражданина России, но и большинства представителей бизнес-сообществ, – комментирует Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края. – Если сложить все затратные механизмы рыбопромышленников, они уже приближаются к триллиону рублей – сумма, которая скоро будет сравнима с общим дефицитом федерального бюджета (1,5 трлн)».
Так, по словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, аукционные квоты на вылов основных видов рыб – минтая, сельди, трески, а также краба исчисляются сегодня в миллиардах рублей: «Например, стоимость одного лота на втором этапе крабового аукциона превысила 10 млрд руб. В целом, по итогам первого этапа реализации квот, который, к слову, еще не завершился, рыбная отрасль потратила более 400 млрд руб. Но это не все. На фоне применяемого в России аукционного принципа распределения ресурсов, рыбопромышленные предприятия еще вкладывают сотни миллионов долларов в строительство рыбопромыслового флота. Плюс в ценообразование закладывается повышение вывозных пошлин, а также введенная плата за доставку топлива в исключительную экономическую зону», – поясняет Мартынов.
«Мы же понимаем, что, помимо квот, цена складывается из зарплаты персонала, топлива, расходных материалов, реального уровня инфляции, налоговой базы, курса валют, наценки самого производителя и наценки продавца, затрат на логистику и так далее», – объясняет Алексей Гурин, подчеркивая, что реальная инфляция сейчас не ниже 25–30% в то время, как информация из официальных источников указывает на 10–15%: «Цена на судовое топливо в РФ около 89 тыс. руб за тонну. Команду требуется обеспечить одеждой и питанием. И тот и другой сегменты дорожают. Технологическое обеспечение также растет в цене, ведь запчасти покупаются за валюту. Кроме того, не стоит забывать, что выловленную рыбу и икру необходимо где-то хранить, перегружать, транспортировать до конечного потребителя. И все это на фоне крайне низкой (не более 20%) емкости потребительского рынка относительно рыбопродукции. В этой связи логично, что, с точки зрения бизнеса, наименьшие затраты и максимальную выгоду обеспечит экспорт за границу».
Немаловажную роль при этом играет внешнеэкономический фактор. «Рыбная отрасль, как и вся экономика, работает на мировом рынке, ценовые волны мирового рынка доходят и до нас. Спрос на внешних рынках подогревает спрос на внутреннем. Яркий пример – декабрь 2021 года, когда на фоне высокого спроса на красную икру на главном рынке ее потребления, в Японии, и роста мировых цен на красную икру внутренние цены также выросли», – напомнили во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ).
На цену на полке влияет качество готовой икры, которое зависит от вида рыбы, района вылова, месяца вылова, технологии производства, рецептуры засолки и др. Поэтому как в опте, так и в магазинах можно часто встретить икру одного и того же объема или типа фасовки, но значительно отличающуюся по цене.
«В общем и целом, с учетом вышесказанного, причин для снижения стоимости рыбопродукции, тем более если говорить о таком премиальном продукте, как красная икра, не существует, – говорит Георгий Мартынов. – Безусловно, на фоне роста цен внутренний рынок теряет покупательную способность. И выход только один: хорошо понимая сложившуюся ситуацию, в октябре текущего года президент Владимир Путин поручил правительству разработать меры по повышению доступности рыбопродукции на внутреннем рынке. Каким будет рынок – покажет время».
KONKURENT.RU
«Деньги на автомобиль мы находим, а ростом цен на красную икру возмущаемся»
- Просмотров: 605